Оставлен вечно на парковке после Геринга и Рокоссовского

Евген Гаврилов
Столичный музей ретро-автомобилей - первый в своем роде

Чем хороши мегаполисы? Попробуй отъедь (или отойди в особо камерных случаях) на пару километров от центра провинциальной столицы региона и максимум интересного, что увидишь, так это гипермаркеты, да бесконечные ряды высоток-муравейников, навевающие тоску. В случае с Москвой же и подобными агломерациями, чем дальше «в лес», тем выше шансы найти что-то любопытное. Более щадящая цена на землю позволяет ютиться в окрестностях МКАДа всевозможным частным музеям, паркам развлечений коммерческого типа и тому подобным достопримечательностям. В этот раз практически на выходе из станции метро Люблино нас поджидал именно музей.

Ретро-автомобили и мото-техника, которые собирает, реставрирует и выставляют представители династии Ломаковых являют собой первый автомотомузей, основанный в России после революции в частном порядке. Но не надо думать, что его история насчитывает лет столько же, сколько канувший в Лету СССР. Коллекцию Дмитрий Александрович и его отец Александр Алексеевич начали собирать поначалу сугубо для себя — с 1968 года.

Но, как это часто бывает, просто оставлять пылиться во тьме гаражей-ангаров образцы колесной техники можно до поры до времени, пока масштабы собрания не становятся слишком большими, чтобы начать вызывать интерес у публики. 130 исторических машин и мотоциклов — достояние немаленькое, а потому в качестве музея коллекция стала работать в 1987 году, а четыре года спустя сюда стали пускать экскурсии.

Что интересно, коллекция живая — пополняется интересными новинками до сих пор, а ее экспонаты не просто доживают свой век молча, но и активно «светятся» в кино. Конечно, преимущественно в прошлом — одно дело гонять совсем не старый еще «ГАЗ-21» или «Победу» в каком-нибудь «Операция «Ы» или «Мы из джаза» и совсем другое подготавливать почти полувекового старичка блеснуть перед объективом сейчас. Правда, в тех же достаточно недавних «Жаре» или «Счастливы вместе» особо бойкие «железные кони"-таки участвовали. Всего же в послужном списке автопарка — успело накопиться более 120 «ролей»!

На входе в музей развешаны многочисленные регалии и таблички, подтверждающие членство во всевозможных технических клубах, а сразу за забором простирается святая святых музея — хранилище под открытым небом, куда вход осуществляется лишь по особому заказу. 10 000 квадратных метров вскоре сократятся за счет строительства второго здания Ломаковской коллекции, рассчитанной на 900 машин. В основном же — около 50 мотоциклов, грузовиков, легковых авто и всевозможных деталей, запчастей и прочих элементов жизни и быта XX века.

Столичная компактность и теснота ощущается в полной мере — пространство при всей разнообразной и богатой авто-братии, собранной под этой крышей, заполнено практически до отказа — машины стоят фара к фаре, создавая ощущение настоящего рабочего гаража или ремонтной мастерской, существующей сразу во всех временных эпохах последних полутора веков.

Даже очень далекие от авто-тематики люди смогут ощутить острый укол ностальгии хотя бы раз — либо взглянув на детские педальный автомобильчики, любовно расставленные рядом со старшими братьями, либо углядев возле стройного ряда отработавших свое двигателей швейную машинку «Зингера».

Можно и отвлечься на живых «экспонатов» — по территории музея разгуливает несколько урчащих пушистых котов, лениво сопровождающих очередного посетителя.

Включив ненадолго режим историка, восторгаемся живой легендой — «Хорьх-853» 1935 года выпуска, как гласит табличка, принадлежал Герману Герингу, став позже трофейной машиной маршала Рокоссовского.

Неподалеку пребывает на заслуженном отпуске еще одно детище немецкой промышленности — «Мерседес-Бенц-540 К», ровесник предыдущего авто, возивший уже другого высокопоставленного нациста — Геббельса.

Помните, как во времена правления Сталина взрывали церкви и устраивали в храмах склады и хранилища? Пожалуйста, один из самых нелогичных с этой точки зрения, но оправданных исторически подарков Иосифа Виссарионовича Патриарху Алексию первому — «ЗИС-110». За что? За помощь РПЦ в Великой Отечественной, конечно же! Уникальность экспоната еще в цвете — единственный экземпляр, выкрашенный в зеленый, цвет патриарший, означающий веру в вечную жизнь. К слову, никаких последующих слоев краски поверх не наносилось, что делает машину абсолютной редкостью!

Сам я родом из Смоленска, а потому дорогим сердцу оказался и «ЗИС-6», на базе которого строили реактивную минометную установку «Катюша», впервые испытанную в бою именно на нашей земле, под Ельней.

Перечислять легенды автопрома можно здесь без конца -практически у каждого винтика в здании есть своя история. А сколько еще самой истории, нематериальной, принадлежащей династии Ломаковых! Например, отец основателя музея в 1959 году занимался реставрацией «Роллс-Ройса», на котором ездил сам Владимир Ленин (а вероятно, до него — брат последнего императора России Михаил Романов). Очевидно, что после прикосновений к такой реликвии, у человека навсегда остается впечатление, меняющее его жизнь и род деятельности.

Музей Ломаковых — как раз тот случай, когда нужно либо после, либо во время, а еще лучше — до посещения как следует углубиться в справочники и сайты, посвященные легендарным машинам. Так впечатлений от визита будет гораздо больше, в противном случае рискуете осмотреть «гараж, полный ржавеющего в той или иной степени старья», ностальгически повздыхав над парой-тройкой узнанных экспонатов.

Но в том и кроется прелесть нашей психики, повышающей ценность камня под ногами, стоит узнать, что именно этот камень однажды попал в сандалий Юлия Цезаря, перешедшего Рубикон. Здесь же целый арсенал таковых сандалий, камней, да и самих Цезарей.

Обидно, конечно, что приехали мы в музей не в самые интересные дни — 9 мая и в первую субботу сентября вот уже 30 лет на его территории проводятся парады старинной авто- и мототехники — вот где возможность проникнуться духом истории! Но — это ли не повод вернуться?

Мошенники «разводят» водителей новым способом

Николай Медведев

Заплатите 490 рублей мошенникам, или придется платить официальный штраф 3 тыс. полиции.
За то, что не сообщат в ГИБДД о нарушении правил парковки, комбинаторы требуют перевести «всего лишь» 490 рублей на указанный ими электронный кошелек. Аферисты в Санкт-Петербурге под дворниками авто оставляют записки такого содержания:

...

Стимпанк жив, да здравствует стимпанк!

Евген Гаврилов

Смоленский фестиваль «Паноптикум» состоялся под занавес снежной осени.
Говорят, что существование параллельных миров наукой еще не доказано. Брехня, господамы-с! Наш дилижанс отправляется одновременно в прошлое, будущее, в иные ветви развития цивилизации, чтобы погрузиться в мир, где паровой двигатель окончательно победил все другие источники энергии, а вращающиеся ржавые шестеренки можно встретить даже в механизме, открывающем входную дверь. Фестиваль стимпанк и дизельпанк культуры «Паноптикум», как нам хочется верить, в более полном представл

...
Главное


наверх