Ноябрьские тезисы или музейная революция искусства

Яна Двоенко
Накануне столетия Великой Октябрьской революции в ночь с 3 на 4 ноября на площадках Смоленского Музея-Заповедника под лозунгом “Вся власть музеям!” прогремела Ночь искусств

Состав и характер экспозиции Художественной галереи в рамках Ночи составил не только обзор художественных тенденций исторического авангарда, но и свою интерпретацию Революции в искусстве тогда, сегодня, завтра.

Точкой отсчета выставки стало первое в истории галереи экспонирование работ мэтров авангарда: Василия Кандинского, Александра Родченко, Любови Поповой и Владислава Стржеминского. Каждый из четырех художников в начале прошлого века совершили свою революцию на пути от фигуративной живописи к беспредметной, явив миру оригинальный художественный метод: Кандинский — абстракционизм, Родченко — конструктивизм, Попова разрабатывала лучизм, Стржеминский вслед за супрематизмом представил унизм. Уникальность произведений заключается и в их технике. Четыре графические работы авангардистов, предоставленные фондом Смоленского Музея-заповедника, выставляются крайне редко, поскольку по общепринятым музейным правилам, у графики ограниченный срок экспонирования.

В течение двух месяцев у посетителей есть возможность увидеть четыре рисунка, заключенные в витрину в зале авангарда. Среди них небольшой офорт Василия Кандинского «Беспредметная композиция», относящийся к графическому периоду 1916-1919 гг. — времени, когда художник осуществлял в своем творчестве переход к большим цветным абстракциям и принципу «внутренней необходимости» в композиции. В рисунке еще чувствуется хаотичность построения, затрагивающая послереволюционный период творчества Кандинского, который, кстати, воспринимал Октябрьскую революцию как пассионарный толчок для нового искусства:

«когда потрясены религия, наука и нравственность (последняя сильной рукой Ницше) и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя«*.

В качестве иллюстрации общественно-политической жизни начала 1910-1920 гг. на выставке выступили культовые советские плакаты. Образный мир агит-плакатов с их узнаваемой рисовкой, торжеством геометрической формы призван был воссоздать для советского общества единую утопическую реальность. Сегодня эти артефакты являются самодостаточными и выразительными произведениями искусства, а не только историческим документом.

Косвенно на выставке присутствовал и главный революционер искусства авангарда Казимир Малевич. Инсталляция на центральной лестнице, изображавшая черный квадрат, внутри которого транслировались реальные события революции, перемежавшиеся с изображением «иконы» супрематиста, не только играла роль знака «равно» для двух революций, метафоры для революции в искусстве, совершенной Малевичем, но и заставляла задуматься о самой сути революции. Если революция (от лат. revolutio — поворот, переворот, превращение) — глубокое качественное изменение в развитии общества, природы или познания, то этот поворот, глубинные изменения не проходят спокойно и незримо прежде всего для духовной жизни человека.

К тому же переворот в искусстве происходит постоянно, беспрерывно, поэтому в экспозиции участвовали художники дня сегодняшнего: Эдуард Кулемин и Влад Макаров.

Эдуард Кулемин представил медиапоэтический проект «Миу ум», а также созданные специально для Ночи искусств работы «Серп и молот» — два больших панно, в вертикальной композиции которых из хаоса образов выделялись очертания главных символов коммунистической власти. В аннотации к проекту художник призывает зрителя задуматься о сакральном значении «орудий в руках божественных сил». Работы дополняли трансляцию видео «Восстание (Revolt)», в котором динамично сменялись те же образы, по мнению автора в них обнаруживается механизм общественных волнений:

«Мятеж начинается с общей революционной идеи, которую в фильме символизирует Серп и Молот. Люди объединяются вокруг идейного лидера (в фильме — образ Че Гевары). Возникают новые очаги восстания. По мере распространения революционная идея и образ духовного лидера превращаются в абстракцию, которая, как вирус, заражает массовое сознание, порождая революцию».

Художник, музыкант-экспериментатор Владислав Макаров, в разное время сотрудничавший с Сергеем Курехиным, Сергеем Летовым и другими значимыми представителями андеграундной муз-тусовки, поделился с посетителями галереи рассказом о персональном творческом пути. В беседе он провел параллели между своими живописным работами и творчеством Малевича, Кандинского, обозначил влияние авангардных мастеров на свой стиль. Сегодня Макаров занимается экспрессивным видео-артом, в котором ведущую роль играет звуковое сопровождение. У зрителей была возможность не только увидеть последние работы художника, но и побеседовать с ним лично, высказать свой комментарий.

Логическим завершением выставки стал проект студентов-дизайнеров художественно графического факультета «В будущее возьмут не всех». Начинающие художники и дизайнеры создали ремейки на известные полотна, представив свою интерпретацию в стиле модерн-арт и contemporary, что несомненно освежило восприятие работ из постоянной экспозиции музея.

Провести параллель между преобразованиями искусства начала прошлого века и нынешнего организаторам удалось. Пласт исторического авангарда до сих пор считается самым мощным вкладом страны в мировое искусство. Возможно бурный рост идей и способов их выражения повлекли за собой и поиск иного жизненного пути, ведь начало ХХ века единственное пока в нашей истории время, когда сошлись стремления искусства к новым формам, а революции — к новой жизни.

В конце статьи мы хотели бы представить читателю десять тезисов, рассматривающих искусство, в том числе и современное, в качестве истинной причины развития и преобразования общества.

1.Революция в обществе неизбежно влечет за собой изменения в искусстве.

2. На протяжении всей своей истории искусство стремится к нематериальности.

3. Современное искусство — это жест, идея, высказывание.

4. В современном искусстве нет четких канонов.

5. Музей — не храм искусств, а интерактивная площадка.

6.Каждая новая интерпретация одного и того же произведения порождает новое произведение искусства.

7. Сегодня в искусстве не содержание диктует форму и не форма содержание.

8. Разделять эстетику и искусство необходимо потому, что эстетика занимается мнениями о восприятии мира вообще.

9.Искусство — это прежде всего зрительский опыт. Важно быть открытым новому.

10. Искусство не может и не должно быть практически полезным. «Смысл — это и есть польза» (Людвиг Витгенштейн).

*Кандинский В.В. О духовном в искусстве. В кн.: Точка и линия на плоскости.

Использованы материалы следующих авторов:

Фотографии в материале: Евгений Гаврилов

Сквер «Мои крылатые земляки» начал разваливаться еще до открытия

Евген Гаврилов

Пустые акры смоленской земли и, разумеется, срыв сроков — все, как мы любим.
Помните про скупого, платящего дважды? Как жаль, что насквозь дырявая казна Смоленска уже не в состоянии повторно оплатить жадность, продиктованную нынешними реалиями аукционов. Нужно провести обновление дизайна сквера? Пожалуйте в зону демпинга и сумм, предлагаемых подрядчиком, не предусматривающим качество — сугубо дешево и сердито. В итоге зоны отдыха в рамках программы «Формирование современной городской среды в Смоленске» превращаются в убогое унылое нечто, сделанное на

...

Культурный юбилей с красными флагами

Евген Гаврилов

Почему смоляне не рвутся на ночь искусств?.
В 2013 году, под конец осени, с подачи Минкульта РФ по стране прокатилась акция «Ночь искусств», очередям удивлялись сотни музеев во всех регионах нашей необъятной. Смоленск исключением не стал — целые толпы снующих от музея к музею горожан, кто парами, кто компаниями, кто целыми семьями, наводнили филиалы городского музея-заповедника на радость работникам сферы культуры. Прошло всего четыре года с этого момента и что мы видим? 2017-й на дворе, три музея в программе, революционная тематика в

...
Главное


наверх