Пробки средней полосы

Евген Гаврилов
Какие выходы есть у Смоленска из постоянных транспортных коллапсов?

Смоляне живут в постоянном ожидании коллапса: начались раскопки В Промышленном районе Смоленска ограничат движениеДве недели город будет стоять в пробках "Квадры" - значит, будут отключки, порывы Снова пробки: в Смоленске продолжат ограничивать движение на улицахА что вы хотели? Дома строить - не дороги крыть и аварии, а еще перекроют половину города; снимают сериал - перекроют половину города; приезжает важная шишка - перекроют В Смоленске перекроют половину центральных улиц из-за приезда важного гостяВ ближайшие дни пробок станет еще больше половину города; ремонт значимой улицы - перекроют Зачем смолянам страдать полгода без Крестовоздвиженского моста?Создающий пробки на весь город ремонт делает полдюжины человек половину города; грядет городской праздник Праздник труда оставит смолян без улицы ГлинкиАвтомобилистам и маршрутчикам придётся ездить в обход - перекроют половину города; перекроют В центре Смоленска образовалась гигантская пробкаЛюди стоят уже целый час половину города - ... ну, вы поняли. С одной стороны при такой повестке кажется, что автомобилисты у нас - люди второго сорта, но при более тщательном рассмотрении проблемы, становится ясно - не считаются за людей у нас в принципе все категории граждан, а город словно целенаправленно "развивается" так, чтобы приносить максимальный дискомфорт.

Но все же, давайте не просто разберемся в причинах постоянных пробок на смоленских дорогах, но также попробуем разобрать пути выхода из этого тупика и удивимся, что бороться с пробками помогают сужения дорог, снижение скорости и приоритет пешеходам.

Ноги растут из головы

Ни одну из городских проблем нельзя рассматривать особняком, в каждой из них заложен целый комплекс неверных решений, ошибочных выборов и игнора успешного опыта других городов и стран. Но пока руководству Смоленска в слове "урбанистика" слышится ругательство, вряд ли стоит ждать кардинальных перемен. Однако, попробуем вновь посотрясать воздух, выясняя, откуда берутся пробки. Перекрыли Крестовоздвиженский мост ради капремонта (за мою 10-летнюю бытность журналистом это уже, кажется третий, У Крестовоздвиженского моста в Смоленске появился шанс на качественный ремонтПрошлый же продержался лишь полгода до появления первых ям если не четвертый В Смоленске продолжают ремонт Крестовоздвиженского мостаРаботы должны закончиться уже скоро ремонт) - дело нужное, но почему длящееся Когда откроют для проезда Крестовоздвиженский мост в Смоленске?Картографические компании сообщили противоречивую информацию почти полгода по планам?

Технологии ведь несутся вперед, улучшая процесс производства чего угодно еще со времен конвейера Генри Форда, так почему за то время, что в абстрактном Китае небоскреб возвести успеют, у нас повезет, если асфальт сменят и сотню метров коммуникаций обновят? Отток специалистов из Смоленска в более богатые и благополучные регионы - одна из причин. Все работающие и качественно и быстро, сейчас копают очередной кольцевой диаметр Собянину или укладывают асфальт возле Исаакия.

А неэффективное взаимодействие между властями на местах и подрядными организациями в Смоленске уже впору издавать как сборник анекдотов - у нас всего за последние 3 года успели и с реставраторами Долгострой с видом на окна мэраЧто же все-таки делали целых три года в Громовой башне смоленской крепостной стены? Громовой башни расплеваться, и на половине ремонт улицы Попова зафейлить, Просто полная ПоповаНацпроект качественных дорог в Смоленске рискует снова не уложиться и в срок, и в качество и несчастную Нормандию Неман то укладывают, то снова не могут. В Смоленске к ремонту улицы Нормандии-Неман вернется старый подрядчикАвтолюбители уже схватились за сердце? И при этом мэрия разводит ручками - а что мы можем? Ну да, власть без власти, да настолько без, что кроме "ну пожалуйста, ну проведите гарантийный ремонт" претензионной работы с подрядчиками, сделавшими что-то плохо и некачественно, а после плюющими на требования содержать то, что натворили, ничего сделать не может. 

Очевидно, что самым первым шагом в решении проблем с постоянными пробками во время любого ремонта - наличие в городской власти сильных политиков-хозяйственных, но на этом все только начинается.

Развития нет, одни заплатки

В день, когда кому-то из чиновников пришла в голову идея разрешить ямочные ремонты вместо полноценной смены асфальта на дорогах, должен быть проклят. Нет, конечно же, это экономнее, быстрее и удобнее, но качество заплаток из асфальтовой крошки таково, что на ремонтируемом В Смоленске обнаружили "черную дыру"В центре города внезапно обрушился асфальт лишь 2 года назад перекрестке Николаева/Октябрьской уже дважды образуется дырища посреди дороги (спасибо некачественному водоотведению - ее размывает постоянно бегущая там вода).

Сделать настолько некачественно капремонт по национальному проекту, что вместо хотя бы 5 лет дорога не выдерживала и два - это еще один гвоздь в крышку гроба мечты о беспробочном Смоленске. До тех пор, пока у нас 99,9% денег дорожного фонда будет уходить на ремонты, а не на развитие дорожной сети, мы никуда не сдвинемся.

Казалось бы, Смоленск - город на холмах и оврагах, все улицы уже выстроены и практически негде лепить новые дороги, но это не так. За последний десяток лет звучало немало амбициозных предложений по развитию города для решения проблем с траффиком.

Да, некоторые из них безумно дороги - взять пресловутый Появится ли в Смоленске четвертый мост?Вопрос разгрузки дорог в городе зреет уже порядка пяти лет четвертый мост через Днепр, соединивший бы Кловку и Лавочкина, и сразу же разгрузивший на добрую треть Колхозную площадь, а также сокративший минимум на полчаса дорогу из центра до Заднепровья. Этот проект потребует не одну сотню миллионов рублей, но окупится стократно возросшей пропускной способностью сразу нескольких десятков улиц, при том, что даже сносить толком ничего не придется - на пути от кольца 45 и 10 маршрутов до Витебского шоссе практически нет никаких построек, только чистое поле и река.

При этом есть и менее глобальные, но не менее полезные вариации на тему улучшения транспортной ситуации. Например, несколько лет назад шли разговоры о возможном появлении новой дороги, соединившей бы Киевское с Рославльским шоссе и оканчивающееся развязкой с улицей Рыленкова - хороший вариант усовершенствовать В Смоленске хотят соединить Киселевку с Рославльским шоссеПроект разработан, осталось найти деньги уже имеющуюся "тропинку" до добротной улицы, опять же, разгружающей район сочленения Промышленного и Ленинского района, но увы, проект завис и о нем уже давно ничего не слышно, хотя микрорайоны Семичевка и Соловьиная роща продолжают разрастаться, все больше напрягая имеющиеся пропускные мощности.

Еще, помнится, мэр Владимир Соваренко заводил речь о возможном расширении пешеходного моста через Чертов ров до автомобильной дороги. Дальше разговоров дело не пошло, но припомнить эту идею мы здесь просто обязаны - это мог бы быть отличный шаг при грамотном подходе, в первую очередь, для общественного транспорта. Ведь сейчас практически все маршруты, за исключением объезжающих по 2-му Верхнему Волоку, вынуждены делать крюк по Шевченко - Кирова - Гагарина - Исаковского, чтобы попасть на Колхозную площадь, простаивая на полутора десятках светофоров. А пустите хотя бы пару маршруток напрямую - да такого градоначальника бы на руках носили тратящие часы в пробках смоляне!

Кстати, альтернатива с превращением одной полосы движения на улице Тенишевой в выделенку для общественного транспорта в данном контексте выглядит вполне уместной, а это, в свою очередь, подводит нас к следующему пункту.

Но перед этим взгляните внимательнее на карту города - большинство микрорайонов сродни полуостровам в море пробок. На/из Королевки, Кловки, Автозаводской, Соловьиной рощи или Ситников невозможно выехать кроме как по одному-двум путям. Прокладывать новые дороги через частный сектор может быть жестоко по отношению к живущим там людям, но увы, любые решения в веками сложившейся городской застройке - это череда компромиссов и умеренных неудобств. И это лишь малая плата за жажду бесконтрольной Смоленский активист начал сбор подписей против застройки улицы НахимоваНа освободившейся территории хотят возвести сразу четыре 15-этажки точечной застройки каждого клочка земли. Разрастайся город вширь - и не стояли бы три тысячи авто на однополосной Рыленкова с утра по дороге на работу.

Автобусы - трамваи - троллейбусы - ну пропустите их!

Тотальное закостенение взглядов в мэрии приводит к тому, что общественный транспорт (ОТ) вместо приоритетного направления развития в Смоленске стоит на грани выживания. Развивать трамвайные сети дорого, но, как показывает опыт сотен и тысяч городов по всему миру - необходимо для борьбы с пробками и превращения ОТ в предпочтительную альтернативу автомобилям во многих ситуациях. Спросите себя сами, выбрали бы вы езду на личном авто каждый раз, когда на другой чаше весов стоял бы чистый, новый, приезжающий точно по удобному расписанию трамвай, игнорирующий пробки, поскольку рельсы обособлены от остального траффика?

Как показывает практика и о чем не устает твердить урбанистика - парадокс "сужение автодорог не приводит к коллапсу" работает. Взгляните на многополосные автобаны США или Китая - дай городам 50 полос, они все равно будут стоять в пробках. Расширение дорог не имеет предела и будет лишь усугублять проблемы. Развитие же ОТ и приоритет автобусам, троллейбусам и такси на наших улицах приведет к тому, что ими станет действительно удобнее пользоваться. А что занимает меньше места - один автобус или 30 машин - думается, вопрос риторический.

У Смоленска был шанс обзавестись первой выделенной полосой на улице Кирова, но в администрации быстро завернули Смоленск созрел до выделенных полос?Новый проект активистов для общественного транспорта поддержал профильный департамент эту инициативу сославшись... да ни на что, в общем-то не сославшись. Просто потому что. Апеллировать к исследованиям, опыту других городов и всем возможным плюсам в этих случаях невозможно - проще заменить ответственных людей на тех, кто умеет слушать и готов экспериментировать, а не разбивать лоб об одни и те же грабли.

И пока у нас делают новые и качественные остановочные павильоны в историческом центре, через который при этом едет всего одна маршрутка, пока инициативу общественников по созданию трамвайных платформ для безопасности будут игнорировать, предпочитая никому не помогающие заборы (вспомните про резонансные ДТП возле "Центрума", где как раз власти отказались создавать платформы), пока будут заворачиваться проекты запуска троллейбусов по Большой Советской или возвращения трамвайных рельсов на Дзержинку, чтобы не вставало все движение рельсового транспорта из-за одной выехавшей на пути машины, у нас не будет перспектив. Пробки сохранятся и лишь будут множиться.

Велосипеды и пешеходы могут спасти

Для кого должен быть удобен город прежде всего? Если вы ответили "для всех", то мы с вами мыслим в одном направлении. Ведь все мы являемся пешеходами. Даже самые заядлые автомобилисты, как только припаркуют свою "ладу" или "рено", идут ножками. А где? По не чищенным тротуарам, в колдобинах, кусках ржавеющих заборов, упирающихся в светофоры с таймингом "беги 6 полос за 10 секунд раз в три минуты", и обязательными лужами на каждом шагу (а еще частенько и осыпающейся на головы штукатуркой).

И вот, как ни парадоксально, но именно улучшение, причем не просто ремонты, В Смоленске провалился асфальтДорогу ремонтировать не торопятся а кардинальное улучшение тротуарной В Смоленске мужчина провалился в яму посреди тротуараПожилому горожанину помогали неравнодушные прохожие сети и пешеходной На многострадальной улице Николаева в Смоленске появились первые провалыДа, в прямом смысле слова инфраструктуры позволит городу чуть свободнее дышать без пробок.

Разумеется, у многих владельцев личного авто нет возможности идти пешком до работы, находящейся на другом конце города. Так же кому захочется менять наличие персонального багажника, куда можно сложить килограммы накупленной во время шоппинга вкуснятины и вещей?

Но ведь очень многие люди искренне любят прогулки пешком по спокойному и тихому пешеходному центру, где не приходится перекрикивать несущиеся на огромной скорости машины, чтобы поговорить с другом. Многие понимают, что (особенно это касается девушек на каблуках или родителей с колясками) лучше они из пункта А в пункт Б проедут на машине, чем попытаются не сломать ноги на наших колдобинах, и будут рисковать В смоленском райцентре девушка провалилась под люк«Снежная ловушка» могла стоить местной жительнице жизни, если бы не ее подруга получить волну водички из лужи на одежду, или преодолевать сугробы, счищаемые с проезжей части под ноги пешеходам...

Ведь почему улица Большая Советская, жемчужина смоленской исторической архитектуры, умерла как туристический объект? Автомобильный траффик с высоким скоростным режимом, всего два светофора на километр, да и те с сумасшедшим таймингом в полторы минуты ожидания, грязь, пыль, заборы и отсутствие деревьев вытеснили почти весь бизнес (просто посчитайте на досуге количество вывесок "аренда" на фасадах) и свели к минимуму просто гуляющих там местных и приезжих людей.

При этом в Москве, той же самой России, сейчас активно расширяют тротуары, ликвидируют заборы (ай-яй-яй, ГОСТы безопасности ГИБДД, оказывается, не обязательны к соблюдению!), снижают скорость автомобилей и добавляют велодорожки, не рисуя их на тротуарах, а отграничивая от проезжей части. И да, все это вполне можно сделать, если Смоленск наконец созреет до платных парковок, о чем мы подробно писали в материале, Почему Смоленску нужны платные парковкиГородские активисты обсудили пути решения автомобильных проблем посвященном преступному уничтожению Центр Смоленска "продали" автомобилистамПарковка, которую администрация города обещала не предусматривать, все же появилась. Кто и зачем уродует наш центр? пересечения улиц Маяковского и Ленина, отданного автомобилистам.

Возмущаться этим неудобствам можно, но ровно до того момента, как не получится прочувствовать всю прелесть от нововведений. 

Удобный, следующий по расписанию и выделенным линиям общественный транспорт или тошнить в пробках часами, но зато за рулем, еще и переплачивая за бензин? Гулять по притихшей Большой Советской, любуясь старинными домиками и заходя во вновь открывшиеся кафешки или проехать по ней на минуту быстрее? Иметь возможность всегда найти парковочное место в самом центре города, заплатив за него цену чашки кофе или тыкаться по дворам полчаса в надежде найти освободившееся местечко? Немного реже ездить на авто, улучшая здоровье пешими прогулками или прыгать с кочки на кочку, лавируя между лужами, выходя из салона машины? А может лучше оставить все как есть и стоять в пробках часами после любого ремонта, затягивающегося на месяцы и повторяющегося через пару лет?

Просто проговорите себе еще раз все вышесказанное и решите для себя: готовы ли немного пожертвовать, чтобы изменить город к лучшему или оно того не стоит? Конечно, даже наше стопроцентное согласие с каждым пунктом не решит всех проблем в одночасье, но начать делать шаги вперед, в будущее, можно и нужно уже сейчас.

Использованы материалы следующих авторов:

В Смоленске пройдут показательные выступления пожарных и спасателей

Гости праздника смогут померить боевую одежду.
Сегодня, 1 сентября, в 12:00 в Лопатинском саду стартует акция «МЧС России. Мы первыми приходим на помощь!». Сотрудники чрезвычайного ведомства подготовили насыщенную и интересную программу. Любой желающий может посетить мероприятие бесплатно. Зрителей ждут показательные выступления пожарных и спасателей, демонстрация различных способов тушения пожаров, приемов эвакуации пострадавших, проведение спасательной операции на воде. А также выставки пожарной и спасательной техники, оборудования и воор

...

В Смоленске убирают остатки граффити со здания кинотеатра «Современник»

«Чистка» пройдет по всему городу?.
На выходных смоляне заметили, что у здания кинотеатра «Современник» ведутся какие-то работы. Как оказалось, рабочие удаляли со стены остатки граффити. Интересно, а «чистку» проводят по всему городу? Граффити на «Современнике» появились в далеком 2019 году после фестиваля Meeting of Styles. С того момента стену никак не обновляли. Краска выцвела, а в некоторых местах и вовсе отвалилась. Что же теперь будет на это месте: новый красочный рисунок или серая угнетающая стена? Тем временем на набереж

...
Главное


наверх